Социально-психологическая служба

Социально-психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Состав социально-психологической службы лицея:

Социальный педагог Опанасенко Надежда Викторовна: +7 (4012) 46-32-14

Педагог-психолог Ганиева Маргарита Викторовна: +7 (4012) 53-13-20

Учитель-логопед (дефектолог): Ширвинская Анастасия Константиновна: +7 (4012) 46-32-14

Единый адрес электронной почты для обращений: maoulic23_social@edu.klgd.ru

Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение педагогического процесса


Основные направления деятельности специалистов социально-психологической службы

Социальный педагог:

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи.
  • Профилактические беседы с трудными» учащимися и их родителями.
  • Участие в проверках планов воспитательной работы с «трудными» учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с надзорными органами.
  • Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Педагог-психолог:

  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по заявленным проблемам и вопросам.
  • Коррекционно-развивающая работа с учащимися.
  • Диагностика индивидуальных особенностей учащихся.
  • Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
  • Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

Учитель логопед/дефектолог:

  • Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся
  • Обследование обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта.
  • Комплектование группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
  • Проведение групповых и индивидуальных занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
  • Работа в тесном контакте с учителями и другими специалистами, посещение занятий и уроков.
  • Консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, требующих особого внимания.

Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
  • проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др;
  • обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

С 2013 года во всех образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура тестирования, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ ежегодно проходит в два этапа:

  • социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (октябрь);
  • профилактические медицинские осмотры обучающихся в специализированных медицинских организациях (март-апрель)

Социально-психологическое тестирование (СПТ) является опросником и состоит из набора вопросов (7-9 классы 110 вопросов; 10-11 классы 140 вопросов), предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

С 01 по 31 октября 2021 года учащимся лицея 7-11 классов будет предложено пройти социально-психологическое тестирование.

Тестирование пройдет при помощи специализированного программного комплекса на сайте: https://39.soctest.ru/

Тестирование обучающихся в возрасте до 15 лет проводится на основании информированного согласия родителей.

Если 15 лет уже исполнилось, то молодой человек самостоятельно и добровольно решает, будет он проходить такое тестирование или нет.

Родители, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это — здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Идет необъявленная война наркомафии против наших детей. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в социальных сетях, во дворе, спортивной тренировке, дискотеке. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может». Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

С 2019 года разработана Единая методика социально – психологического тестирования в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Единая методика с 2019 года является обязательной для использования в образовательных организациях всех субъектов Российской Федерации.

Социально-психологическое тестирование является опросником и состоит из набора вопросов (7-9 классы 110 вопросов; 10-11 классы 140 вопросов), предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Время прохождения от 40 до 60 мин.

Опросник направлен на изучение степени рискогенности социально-психологических условий, в которых находятся обучающиеся, на основе процедуры опроса и определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты социальной среды, в которой живет современная молодежь.

Участие в социально-психологическом исследовании поможет выявить скрытые тенденции нарушений поведения, поможет не упустить время и оказать помощь своему ребенку. Тестирование может дать шанс предотвратить развитие зависимости на ранней стадии, скорректировать воспитательную и профилактическую работу. На этом основании вы можете сами проявить инициативу – предложить ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования.

Любая профилактика в ваших интересах!

Ссылки для информационно-мотивационной работы

Почему важно, чтобы ваш ребенок прошел социально-психологическое тестирование https://www.youtube.com/watch?v=sSJgM7f_BeM

Социально-психологическое тестирование https://vsegda-ryadom.ru/video_trainings

Обязательно ли участие в СПТ обучающихся?

Тестирование – дело добровольное.

Социально-психологическое тестирование выявит степень твоей психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. И чем откровеннее будут твои ответы, тем точнее будет результат. Конфиденциальность личных данных гарантируется.

После обработки теста ты получишь общее представление о своей психологической устойчивости. Если тебя заинтересует более подробная информация о своем внутреннем мире, можно будет подойти к психологу образовательной организации, в которой ты обучаешься.

CПT не выявляет обучающихся, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза.

Обобщенные результаты по итогам CПT, позволят также оценить условия в школе/городе/ стране в целом, а самое главное принять своевременные меры по созданию БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Порядком тестирования. утвержденным приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. №658, тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования.

Однако у каждого гражданина Российской Федерации наряду с правами существуют еще и обязанности, так, например, согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Это общепринятая социальная норма и требование закона.

Законы определяют твои права, обязанности и ответственность как гражданина Российской Федерации.

  • Зная свои права, ты знаешь свои законные требования, можешь настаивать на их соблюдении, обращаться за их защитой в суд.
  • Зная свои обязанности, ты знаешь, что могут требовать от тебя, законны ли эти требования.
  • Зная, за что ты можешь нести ответственность, ты можешь выбирать, быть ли законопослушным гражданином или понести наказание за противозаконные действия.

Если ты уверенная в себе личность, уважающая себя и других, осознающая ответственность за свое здоровье, тебе не безразлично кто тебе окружает, в какой школе ты хочешь учиться -твое решение будет в пользу CПT.

Профилактические медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике» с согласия обучающихся (старше 15 лет) или родителей (законных представителей) (для обучающихся до 15 лет).

Профилактические медицинские осмотры проводятся врачом — психиатром-наркологом на основании поименных списков обучающихся, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру (далее — поименные списки).

Поименные списки составляются и утверждаются руководителем образовательной организации.


Буллинг, как избежать

Буллинг — задирание (травля, от англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного члена сообщества другими (особенно среди школьников и студентов). Слово «bull» на английском означает «бык», то есть слово «bullying» характеризует человека, который ведет себя заносчиво, задирает слабых и нападает, неожиданно или по предупреждению.

  • Игнорируйте обидчика. Иногда простое игнорирование может стать наиболее эффективным решением. Задирам часто необходимо внимание. Не получив желаемой реакции, они могут просто сдаться и переключиться на другую жертву.
  • Многие отказываются игнорировать издевательства, так как это кажется трусливым поведением. Но подумайте, действительно ли стоит связываться с хулиганами? Возможно, вам не нравится чувствовать себя трусом или слабаком, но почти всегда ваш ответ лишь ухудшит ситуацию. Агрессия лишь возрастет, и задира удвоит свои усилия. Попытайтесь не обращать на него внимания около недели и посмотрите, что из этого получится.
  • Найдите силу в численности. Друзья – хороший способ противостоять задирам. Заручитесь поддержкой верных друзей. Например, если о вас распускают слухи, то держитесь тех друзей, которые отказываются верить в лживую болтовню. Будьте вместе во время обедов, на переменах и после уроков. Возможно, в их присутствии вас не станут задирать.
  • Помимо уже имеющихся друзей, знакомьтесь с новыми людьми, имеющими схожие интересы. Можно записаться в интересующий вас кружок, секцию или спортивную команду. Это поможет вам расширить круг общения.
  • Говорите о проблеме. Если вы стали жертвой травли, то важно озвучить эту проблему, рассказав о ней другу, родителям или школьному психологу. Так вам будет проще бороться со страхами и отчаянием. Научившись контролировать собственные эмоции, вы сможете найти решение проблемы с задирами.
  • Умейте постоять за себя. Если игнорирование не работает, то вам нужно не давать себя в обиду. Часто задиры обращают внимание на людей, когда чувствуют, что те не смогут дать отпор. Для этого можно дома подготовить несколько моделей поведения, когда на вас будут «нападать» обидчики. Если вы окажетесь крепче ожидаемого, то ваш обидчик может отступить.
  • Обратитесь к старшему. После пересечения определенной черты вы должны рассказать о травле кому-то из старших. Если задира продолжает изводить вас, несмотря на все попытки игнорировать или противостоять, то вы должны сообщить об этом.
  • Родитель, учитель, классный руководитель, директор или другое авторитетное лицо должны вмешаться в ситуацию. Обратитесь к взрослому, которому вы доверяете, который сможет верно оценить ситуацию. Если вы знаете тех, кто видел агрессивное поведение или стал его жертвой, то попросите этих людей прийти на разговор вместе с вами.
  • Научитесь уверенности в себе. Забияки часто выбирают себе жертву среди людей с низкой самооценкой. Проявляя уверенность, вы тем самым защитите себя от издевательств. Занимайтесь такими делами, которые повысят вашу самооценку и придадут уверенности в себе.

Как правило причины буллинга кроются в следующем:

  • Борьба за лидерство;
  • Столкновение разных субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним;
  • Низкая самооценка;
  • Зависть.

Профилактика суицидального поведения

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Нормативно-правовая база о профилактике суицидов среди обучающихся

Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях

Методические рекомендации «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)»

Модель «Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе»

Порядок межведомственного взаимодействия специалистов в случае незавершённого суицида несовершеннолетнего с целью предупреждения рецидивного поведения и стабилизации психологического состояния ребёнка

Памятка для педагогов «Профилактика суицидального поведения у подростков»

Памятка для педагогов «Как вести беседу с подростком»

Памятка по ознакомлению с факторами риска и признаками суицидального поведения несовершеннолетних, а также методами их профилактики

Памятка родителям по профилактике детского суицида

Памятка «Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком»

Памятка «Уверенность в себе как стиль жизни»

План основных мероприятий в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года

Профилактика суицидов среди несовершеннолетних

Рекомендации родителям ребёнка, совершившего попытку суицида

Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция


Профилактика безнадзорности и правонарушений

Цель профилактической работы в МАОУ лицее № 23 cоздать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений и обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.
Задачи и направления профилактической работы:

  • создание условий социальной защиты учащихся
  • педагогическая поддержка учащихся из социально- незащищенных семей и социальная адаптация учащихся группы «социального риска»
  • соблюдение гарантий прав несовершеннолетних на получение образования
  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка
  • оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации
  • защита ребенка в его жизненном пространстве
  • сотрудничество школы и семьи в формировании устойчивой мотивации на здоровый образ жизни
  • профилактика правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ соблюдение прав и гарантий на получение общего образования
  • повышение уровня воспитательной и профилактической работы с подростками в образовательном учреждении
  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи
  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся
  • осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья
  • осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей
  • развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».

Информационно-просветительская поддержка и онлайн-консультация

доступна на портале для родителей Всегда Рядом

X

    Есть вопрос? Задайте!